Юлия Чижова

То, что не стандартизовано - то нерентабельно?

Говорит ли это о том, что предоставление свободы учебным центрам в выборе содержания, формы и технологии профессионального образования - экономически невыгодно? Разберемся...
Главная цель, за которой слушатели идут в учебные центры ДПО — это карьерный рост и повышение своего материального благополучия.
Вы, конечно, знаете, что взрослые люди не идут учиться просто так, ради того, чтобы почувствовать себя учениками. Дополнительное профессиональное образование — это возможность повысить уровень своих знаний и оставаться в тренде профессии, это возможность получить новую специальность, после того как прежняя деятельность перестала быть актуальной и приносить доход. Главная цель, за которой слушатели идут в учебные центры ДПО — это карьерный рост и повышение своего материального благополучия.
Потом, в конце статьи, я скажу, какие именно факторы делают дополнительное образование востребованным и какие действия помогут учебному центру стать рентабельным, а сейчас - вот о чем.
Особо популярными профессиональными программами у клиентов учебных центров ДПО являются актуальные специальности, позволяющие устроиться на работу в бюджетные организации, получив тем самым ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
На производстве хорошо... А в офисе - лучше? Не факт, хорошо там - где имеется стабильная работа, много платят и есть возможности карьерного роста.
Не путайте "профессиональные программы" с "курсами личностного роста"! В личностном росте популярна борьба со стрессом и тема магического привлечения денег.
Кадровики в бюджетных организациях строго подчиняются букве закона: они имеют право принимать на работу только тех кандидатов, чей диплом и уровень образования отвечает требованиям профессионального стандарта для данной должности. Поэтому учебные центры ДПО стараются давать своим слушателям именно те компетенции, которые прописаны в профессиональном стандарте.
Образовательные организации ДПО имеют право самостоятельно определять содержание профессиональных программ и применять оптимальные для себя методы и технологии обучения.
Стандартизация образования — это установление единых требований к его результатам. Но даже в условиях цифровизации, то есть в условиях приведения «всего и вся» к цифровой форме, удобной для считывания и обработки компьютерными программами, — стандартизация и унификация образовательных программ все же оставляет за учебными центрами, дающими одинаковые компетенции, право самим определять содержание образования и применять оптимальные для данного учебного центра методы и технологии обучения.

И вот тут-то мы и подходим к экономике дополнительного образования.

Торстейн Бунд Веблен, американский экономист, писал:

«То, что не является полностью стандартизованным, требует слишком большой смекалки, вдумчивости и сознательности и поэтому непригодно для экономического применения».
Выходит, что предоставление свободы учебным центрам в выборе формы, методов, технологий и контента обучения — оказывается экономически невыгодным?
Моя разработка: онлайн-курс "Психология развития и возрастная психология как наука", https://dpo-umkd.ispringmarket.ru/

В какой-то мере это действительно так: процедура запуска одной дополнительной профессиональной программы или онлайн-курса — от идеи до полноценного встраивания в учебный процесс — занимает, в лучшем случае, не менее трех месяцев, и требует привлечения нескольких специалистов: маркетолога, преподавателя, автора контента, эксперта, методиста, педагогического дизайнера, графического дизайнера, программиста, и даже бухгалтера с рекламщиком. Хорошо, когда часть этих функций можно поручить одному универсальному специалисту, — а если нет? И вопрос оплаты труда и затрат на материально-техническую базу — тоже немаловажный: стоимость запуска одной образовательной программы с онлайн-курсом и сетевой стажировкой измеряется десятками тысяч рублей.
Как преподаватель профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, методолог и автор ряда онлайн-курсов и профессиональных программ, я не понаслышке знаю о проблемах создания комплекта учебно-методической документации и внедрения программы в учебный процесс.
Я считаю, что успех и популярность любого курса профессиональной подготовки у слушателей зависит:
в наибольшей степени
от востребованности на рынке труда самой специальности и от актуальности получаемых компетенций,
а затем
от качества преподавания и харизмы самого преподавателя, от качества педагогического дизайна онлайн-курса, от полноты контента программы.
При этом оформление самого учебно-методического комплекта, написание всех программных документов — трата времени и сил, оправдываемая только при прохождении периодических проверок.
Чем больше интересно структурированного материала мы сможем дать слушателю на программе профпереподготовки — тем больше вероятность, что он вернется к нам за повышением квалификации.
Однако, если в образовательной организации нет полного УМК, это грозит санкциями к руководству. Приобретая готовый комплект УМК, методист или руководитель учебного центра избавляет себя от львиной доли головной боли, когда на пороге маячит проверка.

И, в заключение, хочу высказать еще одну мысль: готовый УМК предоставляет педагогическому составу учебного центра возможность уделить больше внимания педагогическому дизайну курса и методике преподавания. Чем больше интересно структурированного материала мы сможем дать слушателю на программе профпереподготовки — тем больше вероятность, что он вернется к нам за повышением квалификации.
Я могу предложить как готовые УМК по дополнительным профессиональным программам, так и полный спектр услуг по созданию новых или актуализации существующих онлайн-курсов и УМК.
Я всегда рада своим Заказчикам!
Хотите узнать о моих услугах больше? Переходите на главную страницу сайта.
Юлия Чижова,
преподаватель ПО и ДПО, методист
Рекомендую почитать:
Показать еще
Навигатор сайта
Главная страница сайта: услуги, цены.
Прайс-лист авторских УМК по ДПП с программой, лекциями, тестами, презентацией и пр.
Прайс-лист на полный спектр услуг по сопровождению УМК по ДПП и онлайн-курсов на СДО
Ответы на вопросы про качество УМК, авторское право, раб. процедуры и др.