Юлия Чижова

Диплом о профпереподготовке -
это то же, что и "вторая вышка"?

Можно ли считать взаимозаменяемыми дипломы о профпереподготовке и о втором высшем образовании? Привожу свои рассуждения и делаю выводы...
Приравнивается ли диплом о профпереподготовке к диплому о втором высшем образовании?
Часто в процессе работы возникают неожиданные вопросы, на которые сразу так просто и не ответишь... Например, вот недавно у коллег возник спор:

приравнивается ли диплом о профпереподготовке к диплому о втором высшем образовании?


Мнения прям реально разделились, каждый приводил вполне убедительные и с виду логичные доказательства, опираясь на... А вот тут-то "собака и закопана"! Опирались коллеги на интернет-посты, в которых чего только нет, например:

  • безапелляционные утверждения, больше похожие на рекламные слоганы: "Наш диплом о профпереподготовке приравнен к получению высшего образования!";
  • с виду аргументированные фразы "Диплом о профпереподготовке, согласно законодательству, приравнивается ко второму высшему образованию."

Хорошо хоть, что приравняли ко второму высшему, а не к основному высшему, как в первом примере, и не к какой-нибудь докторской диссертации... А по какому законодательству? Об этом ни слова.

Где ссылки на законы?

Система образования в РФ поделена на уровни - общее образование и профессиональное образование (п. 4, 5 ст. 10 закона №273-ФЗ).
Получение любого дополнительного образования повышения уровня образования не дает (п. 14 ст. 2 закона №273-ФЗ).
Так вот, мне, как "медиатору спора", пришлось провести свое собственное расследование, в котором много умных слов и ссылок на законы и подзаконные акты.

Итак, приступим к обоснованию.

И начнем с того, что система образования в РФ поделена на уровни - общее образование и профессиональное образование (п. 4, 5 ст. 10 закона №273-ФЗ).

  • К общему образованию относятся дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование (фактически, это - детский сад и школа).
  • К профессиональному образованию относятся среднее профессиональное образование (СПО - колледж или техникум); и высшее образование, представленное тремя уровнями - бакалавриат, специалитет или магистратура, и подготовка кадров высшей квалификации.

И каждому школьнику рассказывают, что последовательный переход по ступенькам основного образования (сначала - общего, затем - профессионального) повышает образовательный уровень граждан.
Получение дополнительного образования (в том числе, дополнительного профессионального образования), - не приводит к повышению уровня образования (п. 14 ст. 2 закона №273-ФЗ). Как у Вас было СПО, так оно СПО и останется. Как было ВО - так оно ВО и останется.
Так что с вопросом о том, заменяет ли профпереподготовка основное высшее образование - считаю, разобрались:
Профпереподготовка не заменяет основное высшее образование (основание - п. 4, 5 ст. 10 закона №273-ФЗ), и, следовательно, диплом по профпереподготовке не может быть приравнен к диплому об основном высшем образовании.
    И здесь уместна небольшая ремарка - о том,

    кто может, а кто не может получать дополнительное профессиональное образование?

    Без основного профессионального образования нельзя обучаться по дополнительным профессиональным программам профпереподготовки. Надо сначала "приготовиться", а потом уже - "переподготавливаться"
    Этот вопрос тоже сильно занимает умы соотечественников, приходящих обучаться по программам ДПО.

    Так вот: поскольку программа профпереподготовки - это дополнительная профессиональная программа (дополняющая уже имеющийся уровень профессионального образования), то программы профПЕРЕподготовки могут проходить только лица, уже имеющие основную профподготовку, то есть какой-либо уровень профессионального образования (СПО или ВО). Лица с уровнем образования, равным средней школе и без получения послешкольного профобразования, в дополнительном профессиональном образовании не участвуют. Для них есть программы профессионального обучения.
    Следовательно, дополнительная программа профпереподготовки не тождественна получению основного профессионального образования любого уровня.
      Это было отступление от основной темы, а теперь - продолжим, и рассмотрим вопрос:

      На что направлено обучение по программам высшего и дополнительного профобразования?

      Высшее образование дает и уровень образования, и определенную квалификацию.
      Профпереподготовка готовит специалистов под новую квалификацию или дает некие компетенции, помогающие освоить новый вид деятельности.
      Согласно ч. 1 ст. 69 Закона №273-ФЗ,
      "1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров ...",
      а согласно ч. 5 ст. 76 Закона N 273-ФЗ,
      "5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации."


      Это означает, что высшее образование готовит высококвалифицированных специалистов по всем аспектам вида профессиональной деятельности, со всеми необходимыми компетенциями (в переводе на общечеловеческий язык - дает и уровень образования, и квалификацию), а профпереподготовка готовит специалистов в лучшем случае - под новую квалификацию, а в худшем - дает какую-нибудь одну компетенцию, помогающую освоить новый вид деятельности – например, в случае с офис-менеджерами - только лишь организовывать процесс закупки и приобретения товаров для офиса, игнорируя их другие трудовые функции.

      То есть, программа профпереподготовки – это часто сильно урезанная версия основного профессионального образования.

        А что с дипломами? Чем они различаются?

        Виды документов об образовании, которые выдаются в РФ.
        Теперь (наконец-то!) собственно о дипломах. Согласно п.1 ст. 60 закона №273-ФЗ,

        "1. В Российской Федерации выдаются:
        документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; ..."

        Документы "об образовании" - это школьные аттестаты, о них здесь речь не идет.
        Документы "об образовании и о квалификации" - это документы, которые свидетельствуют об уровне образования лица, его получившего, и о присвоении ему определенной квалификации, уровень соответствия которой определяется государственной аттестационной комиссией при прохождении государственной итоговой аттестации. То есть, это документы о получении СПО или ВО.
        Документы "о квалификации" - это, собственно, документы по дополнительным профессиональным программам, не дающие нового уровня профобразования (п. 10 ст. 60 Закона №273-ФЗ):

        «Документ о квалификации подтверждает … присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования…».

        И, собственно, вот тут-то и начинается суть основного спора о приравнивании диплома о профпереподготовке ко второму высшему образованию.
        П. 8 ст. 60 Закона №273-ФЗ говорит о том, что:

        "... уровень профессионального образования и квалификация ... указываемые в документах "об образовании и о квалификации", выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, ..."

        П. 11 ст. 60 того же закона гласит:

        «11. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью…».

        Так зачем получать вторую "вышку" вместо профпереподготовки, если и тот, и другой диплом дают право заниматься определенной профессиональной деятельностью, а вторая "вышка", как и программа ДПО, повышение уровня образования не дает?"
          В России приняты 9 уровней квалификации (Приказ Минтруда России N 148н), и каждому из уровней предписаны основные пути его достижения.
          И этот вопрос - уже не про уровни образования, а про уровни квалификации, которые приобретают выпускники после обучения по профессиональным программам.

          И сначала разберемся с самим понятием «квалификация». Как определяет п. 5 ст. 2 закона №273-ФЗ,

          "квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности".

          В России приняты 9 уровней квалификации (Приказ Минтруда России N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", далее – «Приказ об уровнях квалификации»). Каждому из уровней предписаны основные пути его достижения:

          • например, для получения 1 уровня квалификации, на котором подразумевается простая деятельность работника под чьим-либо руководством, достаточно пройти краткосрочное обучение или инструктаж;
          • а для получения высшего, 9 уровня, позволяющего определять стратегию, управлять большими техническими системами, социальными и экономическими процессами, - необходимо отучиться в аспирантуре, ординатуре – то есть по программам подготовки кадров высшей квалификации.
          Законодательно установленные требования к уровню квалификации подразумевают наличие соответствующего уровня образования.
          Из этого же документа следует, что
          • основное среднее профессиональное образование позволяет выполнять трудовые функции 4-6 уровня квалификации (причем для 6 уровня к основному диплому СПО уже требуется добавить диплом ДПО),
          • основное высшее (бакалавриат) – 6 уровень (да еще с постоянным обучением по дополнительным программам повышения квалификации),
          • для выполнения задач, соответствующих 7 квалификационному уровню недостаточно даже диплома бакалавра с кучей дипломов ДПО – требуется обучение в магистратуре или специалистуре, плюс постоянное повышение квалификации.

          Иными словами, опять же с переводом на человеческий язык, требования к уровню квалификации подразумевают соответствующий уровень образования.

          А какой уровень квалификации дают программы профпереподготовки?

          Согласно п. 9 ст. 76 закона №273-ФЗ:

          «9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям…»

          То есть, профпереподготовка профпереподготовке рознь!
            Сменить вид деятельности - право каждого.
            Рассмотрим для примера три случая.

            В первом случае руководитель отдела кадров (специалист с высшим, еще советским образованием, куча ДПО, 7 уровень квалификации согласно профессиональному стандарту) захотел поработать офис-менеджером (5 уровень квалификации). Ну, мало-ли почему он это захотел – может болеет, может переехал туда, где другой работы нет, может на пенсию вышел… Он идет на профпереподготовку, потому что он человек ответственный, а о том, как надо работать офис-менеджером, имеет довольно слабые представления. После получения диплома он получает компетенции, необходимые для работы по данному виду профессиональной деятельности и обретает право заниматься профессиональной деятельностью, соответствующей 5 уровню квалификации. На минуточку:

            он приобретает по диплому о профпереподготовке уровень квалификации, ниже того, который у него был по основному диплому о высшем образовании.

            Можно ли приравнивать диплом по профпереподготовке с пониженным относительно базового образования уровнем квалификации - к диплому о получении второго высшего образования?
            Ответ очевиден.
            Бакалавриат - это какое-то старое советское "неполное высшее"... Надо бы еще поучиться, чтобы стать "большим начальником"!
            Второй пример – выпускник бакалавриата (уровень квалификации – 6), желает занять освобождающееся место руководителя структурного подразделения - отдела кадров (уровень квалификации - 7). Он идет учиться дополнительно на профпереподготовку, успешное освоение программы которой позволяет ему заниматься профессиональной деятельностью, соответствующей 7 уровню квалификации. Даже если он получит эту квалификацию (в нарушение установленных требований к уровню квалификации из-за нехватки уровня базового образования), то получит ли он желанную должность в организации, где штатное расписание комплектуется на основании требований профессиональных стандартов? Где записано –

            «Требования к уровню образования: Высшее образование - магистратура,
            или
            Высшее образование (непрофильное) - магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом или экономики труда или менеджмента».

            С его-то бакалавриатом... Тождественна ли в этом случае такая профпереподготовка получению второго высшего образования? Если даже первичное обучение в магистратуре или специалистуре после бакалавриата не считается получением второго высшего образования (основание – п. 8 ст. 69 Закона №273-ФЗ), то, конечно, и диплом по ДПП профпереподготовки, даже предусматривающий получение квалификации более высокого уровня, не может быть приравнен ко второму высшему образованию.
            Непрофильное "высшее" + профильная переподготовка
            =
            Непрофильное "высшее" + профильное "второе" высшее!
            И третий случай – выпускник магистратуры (непрофильное образование, например, направление – «нефтегазовое дело»), претендующий на ту же должность руководителя структурного подразделения – отдела кадров. На эту должность, как было написано выше, профстандартом требуется уровень образования:

            • либо профильное высшее образование – магистратура по направлению «управление персоналом» (тогда нашему претенденту надо получать второе высшее образование – и после своей непрофильной магистратуры учиться пару лет еще в одной магистратуре, теперь по профильному направлению);
            • либо непрофильная магистратура (она у нашего претендента имеется) и программа профпереподготовки (выбор, полагаю очевиден – экономия времени и средств налицо).

            Вот именно в этом случае диплом по дополнительной профессиональной подготовке становится тождественным диплому о втором высшем образовании: когда уровни базового образования и имеющейся квалификации полностью соответствуют требованиям к уровню квалификации, которую дает программа профпереподготовки, а меняется только вид профессиональной деятельности.

            Итак, – выводы:

            1. Диплом о профпереподготовке не может быть приравнен к диплому о получении основного профессионального образования (среднего или высшего) – ни в каком случае.

            2. Диплом о профпереподготовке не может быть приравнен к диплому о втором высшем образовании, если уровень квалификации по диплому отличается от уровня квалификации, присвоенной по диплому о высшем образовании.

            3.
            Диплом о профпереподготовке на практике может быть приравнен к диплому о втором высшем образовании, если уровни базового образования и имеющейся квалификации полностью соответствуют требованиям к уровню квалификации, которую дает программа профпереподготовки, а меняется только вид профессиональной деятельности.
              Вот такие вот выводы, говорящие о том, что нельзя игнорировать ни уровни образования, принятые в РФ, ни законодательные требования к уровням квалификации специалистов.
              Согласны или нет? Комментируйте!
              Канал Консультационного центра Лаборатории курсов ДПО https://t.me/lkdpo

              Хотите узнать о моих услугах больше? Переходите на главную страницу сайта.

              Юлия Чижова,
              преподаватель ПО и ДПО, методист
              Поля для обсуждения, бросания тапок и помидоров - а лучше для хвалебных отзывов и благодарностей)))

              Напоминаю – вопрос касается исключительно дипломов о ПРОФПЕРЕПОДГОТОВКЕ.

              Приводимые мною рассуждения и обоснования – это мое личное мнение, которое может отличаться от спектра мнений высококвалифицированных юристов. Короче – ИМХО.

              Комментарии и тапки с помидорами можно оставлять в статье на моем канале на дзене "Серое и цветное" или в моей же телеграм-болталке "Поговорим?". Для комментов на дзене подписываться не обязательно, но я всегда рада новым подписчикам!
              Навигатор сайта
              Главная страница сайта: услуги, цены.
              Прайс-лист авторских УМК по ДПП с программой, лекциями, тестами, презентацией и пр.
              Прайс-лист на полный спектр услуг по сопровождению УМК по ДПП и онлайн-курсов на СДО
              Ответы на вопросы про качество УМК, авторское право, раб. процедуры и др.
              Рекомендую почитать:
              Показать еще