Юлия Чижова

Смотрю в книгу, вижу - ... Про текстовые лекции

Один из способов получения знаний в электронном обучении - это организация самостоятельной работы с текстом. Как сделать, чтобы слушатели не засыпали в процессе прочтения материала? Разберемся...
Сон над книжкой: кто виноват и что делать?
Бывало ли у вас так, что, заинтересовавшись какой-либо статьей, Вы теряли интерес буквально на первых же прочитанных абзацах? А при изучении научного или учебного материала на Вас когда-нибудь нападала такая скука, что хотелось всё бросить и пойти пить кофе, чтобы не заснуть?

Уверена, что такое случалось, и не раз. Сама недавно попала в такую ситуацию: взялась изучить лекцию, опубликованную на платформе СДО, и... кофе не помог.

А почему это происходит, задумывались? Давайте поразмышляем вместе.
Привожу свои соображения - и жду комментариев от всех, кто что-либо пишет: вместе соберем пакет рекомендаций.

Начну издалека: например, от заголовка и картинки - то есть от того, что прежде всего привлекает внимание потенциального читателя. Ремарка: слушателя программы тоже хорошо бы увлечь предстоящим чтением текста лекции: как известно, у нас 60% людей - визуалы, для которых грамотные иллюстрации в учебном материале определяют усвоение текста в целом.
Вводная иллюстрация и заголовок - это то, что отражает все содержание текста целиком, и их сочетание должно оправдывать ожидания читателя.
Итак, читатель открывает новый текст и начинает его... читать? Нет! Смотреть "по диагонали" - сначала, скорее всего, посмотрит на картинку, потом - на первый абзац, потом - на общий вид (много ли там читать-то? прикидывает, сколько времени это займет...) Верно?

Например, для книг или статей в Интернете вводная иллюстрация и заголовок - это то, что отражает всё содержание текста целиком, и их сочетание должно оправдывать ожидания читателя.
По-моему, подобное оформление статьи - это кошмар. Хорошо, что в реальной жизни оформление этой публикации не такое. Коллаж автора. А реальный вид статьи можно посмотреть по ссылке https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-otnosheniyah-lingvistiki-i-psihologii/viewer
Заглавная иллюстрация - это как обложка книги:
  • юморная - подразумевает легкий текст;
  • научная - указывает на предстоящее серьезное изучение сложного материала;
  • сказочно-фантастическая настраивает на поиск скрытого подтекста или на раскрытие непознанного...

А если по картинке ожидания одни, а по диагональному просмотру первого абзаца и общего вида текста складывается впечатление совсем иное?


Тогда возникает так называемый "когнитивный диссонанс" - это, примерно, когда мысли в голове никак не укладываются с реальностью. Не претендую на научную сущность при определении этого явления, но пример моего понимания - это все равно как иллюстрировать университетский научный вестник иллюстрациями из сборника анекдотов с одесским юмором.
А дальше, за картинкой? Что с текстом?

В начале 2000-х годов в одном широко известном платном институте (точнее, ныне закрытой ".... .... Академии"), проводилось такое исследование: на каком этапе студент перестает понимать прочитанное? Оказалось, что это может произойти и на первом абзаце.

Наш мозг перестает воспринимать написанное в двух случаях:
  • если абзац слишком длинный: его конец мы просто просмотриваем, пропуская то, за что глаз не зацепился;
  • если встречаем незнакомое слово, смысл которого волшебным образом не разъясняется по тексту абзаца: наш мозг придумывает значение слова, в то время как глаза продолжают бежать по тексту, не воспринимая написанное.

А когда же студент вновь включается в чтение? Посмотрите на иллюстрацию ниже и представьте себя на месте студента... Есть идеи?

Сравните с предыдущей иллюстрацией. Как, по-вашему, в каком тексте легче удержится внимание читателя? (скрин автора).
Вот что говорят об этом исследователи:

Как правило, после непонятного слова или предложения мы снова начинаем пытаться читать текст либо через абзац, либо с графически выделенного объекта.

Именно поэтому в тексте статьи, чтобы сохранять интерес читателя, надо графически выделять отдельные слова, абзацы, предложения. И делать краткие выводы, акцентируя на них внимание и тем самым подводя к следующему рассуждению.

Просто? Вполне. И этот же опыт можно перенести и в написание текста лекций для образовательного курса.
Мои пять постулатов авторам для сохранения внимания читателей:

  1. Вставляем иллюстрации
  2. Сокращаем абзацы
  3. Выделяем главное
  4. Задаем вопросы для размышления
  5. Делаем выводы
А еще умеренность. Не надо много выделений. И не надо сочетать много разных графических стилей в одном тексте. От них тоже глаз устает.

Как видите, ничего нового, все это давно известно - просто собрано в одном месте, в одно время, и для определенной цели. Для команды, создающей образовательный курс, подобная работа облегчит задачу создания курса дальше - основные мысли и выводы плавно перенесем в презентацию... из которой потом можно сделать видео...
Ну а про то, как усваивают учебный материал люди с разными преобладающими каналами восприятия - это будет уже другая тема.

Читатели, писатели, авторы курсов, методисты, методологи, педагогические дизайнеры - ваши комментарии? Можете еще предложить способы сохранения внимания слушателя/читателя при изучении текста?

Давайте продолжим обсуждение в моей группе в Телеграм: "Поговорим?"
Например, есть такая интересная штука, которую можно встроить в электронный текст лекции - интерактивная игра. Согласитесь, что просто читать - не то же самое, что иметь возможность отвлечься от текста и немного поиграть, заодно "прокачав" практику или термины, о которых только что узнали.

Хотите попробовать? Смотрите. как может выглядеть мини-игра, встроенная в лекцию. И поиграйте сами, ну вот хотя бы на такой, почти всем известной теме -

"Мотивация к труду".


"Поговорим?"
Совсем новая группа Юлии Чижовой | Лаборатория курсов ДПО. Разговоры про консалтинг и обучение взрослых. Тесты. Микрокурсы. Вопросы и решения
Канал Консультационного центра Лаборатории курсов ДПО https://t.me/lkdpo

Хотите узнать о моих услугах больше? Переходите на главную страницу сайта.

Юлия Чижова,
преподаватель ПО и ДПО, методист
Рекомендую почитать:
Показать еще
Навигатор сайта
Главная страница сайта: услуги, цены.
Прайс-лист авторских УМК по ДПП с программой, лекциями, тестами, презентацией и пр.
Прайс-лист на полный спектр услуг по сопровождению УМК по ДПП и онлайн-курсов на СДО
Ответы на вопросы про качество УМК, авторское право, раб. процедуры и др.