Юлия Чижова

Какой комплект документов надо иметь по каждой программе обучения?

Разбираем состав УМК для дополнительных профессиональных программ и определяем, кто может его написать - специалист или "чья-то" девочка...

Унификация, стандартизация, цифровизация... Эти термины сейчас сильно в тренде. В каждой государственной (и не только государственной!) программе развития чего-либо прописывается "дорожная карта", выполнение которой контролируется автоматически посредством цифровой отчетности - в виде отчета о результатах самообследования. Например:
в образовательном процессе, реализуемом в УЦ "ПРОФИ-ЦИФРОВИК" задействовано столько-то помещений, столько-то компьютеров, обучение ведется по стольким-то программам, обучено столько-то человек, выпускники получают столько-то компетенций согласно стольким-то профстандартам, и т.д.
В том числе в так называемых "показателях самообследования" учитывается количество и состав учебно-методического обеспечения по каждой из реализуемых дополнительных профессиональных программ.
Помимо цифровых средств контроля, каждая образовательная организация проходит регулярные документарные проверки от Рособрнадзора.
Короче, наступило такое особое время, когда наличию документации по образовательной программе и отчетности придается бОльшее значение, нежели методике преподавания... но не это тема статьи.
Тема статьи - что такое эта программная документация для дополнительного профессионального образования, которая удовлетворит всех проверяющих на всех уровнях?
Учебно-методический комплект документации по дополнительной профессиональной программе может выглядеть примерно как-то так.
И начнем с того, что по каждой дополнительной профессиональной программе, согласно Закону "Об образовании в РФ" №273-ФЗ и другим нормативно-правовым документам, регулирующим порядок реализации дополнительных профессиональных программ, должен быть составлен не один, а множество документов: учебно-методический комплект документации (УМК, УМКД) по программе.
Цитаты:
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам...
Федеральный закон "Об образовании в РФ", п.1 ст. 18.
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, ...
Федеральный закон "Об образовании в РФ", п.6 ст. 76.
Особенно это касается организаций, ведущих образовательную деятельность в электронной форме посредством дистанционных образовательных технологий.
В комплект УМК по дополнительной профессиональной программе входят:
образовательная программа
- это такой документ, где расписываются цели, задачи обучения, формы подачи знаний, формируются списки основной и дополнительной литературы, проектируются компетенции (знания, умения и навыки), которые получит слушатель после прохождения программы, а также прописываются требования к слушателям и условия прохождения аттестации по программе. Все это - на основе специальных требований, описанных в особых руководящих министерских рекомендациях;
образовательный контент
- не важно в какой форме - курса лекций, учебного пособия, видеолекций, набора презентаций, или обучающих квестов - главное, чтобы информация, которую вы собираетесь донести до слушателей, была зафиксирована (достаточно кратко или, наоборот, полноразвернуто) на электронном и обязательно на бумажном носителе, чтобы проверяющие, да и сами слушатели могли ее полистать и почитать;
учебный план
- часть образовательной программы. программный документ, образованный из разделов курса, в котором определено время (в академических часах, 1 ак.ч = 45 мин), отведенное на их изучение, и распределены виды учебных занятий в указанных временных рамках. Ну и еще выделено время на все виды аттестации.
учебно-тематический план
- почти то же, что и учебный план, только более подробный: в рамках каждого раздела расписывается время на изучение тем этого раздела. Входит в состав образовательной программы.
календарный план обучения
- это достаточно серьезный документ для каждой образовательной организации (особенно очной), так как здесь указываются дни и время проведения занятий. Аналог - расписание уроков в школе. Только форма представления может быть несколько иная: можно не расписывать по урокам разделам/темам, а просто написать: среда, пятница, еженедельно, 18-21.30, по 8 ак. ч/нед. Входит в состав образовательной программы.
программа аттестации
- тоже вполне серьезный документ, содержащий такие обязательные элементы, как виды аттестации, проверяемые на каждом уровне компетенции, способы проведения аттестации и, главное - задания (вопросы, тесты с ответами, билеты, практические задания, темы дипломных работ и пр.). И, конечно же критерии аттестации, при удовлетворении которых слушатель считается прошедшим проверку знаний. Элементы программы аттестации входят в состав образовательной программы.
Еще в УМК могут входить такие отдельные документы, как списки литературы, списки экзаменационных вопросов, тесты с ответами, практические задания - но это, как правило, является составной частью всех вышеперечисленных документов и представляет интерес в большей мере для слушателей, нежели для проверяющих.

Кому можно поручить работу по созданию такого комплекта документов?

Рособрнадзор работает.
Методист - ключевой работник, "серый кардинал" любой работы с документацией
Преподавателю? Хорошо говорит и показывает, но не имеет времени писать тексты...
Автору курса? Прекрасно знает свою экспертную область, но не знает требований к составлению Программы курса...
Новая девочка? Хорошо печатает и вообще умница-красавица, но пока будет разбираться, что от нее требуется - проверка давно пройдет...
Методист! Вот он, ключевой работник, "серый кардинал" любой работы с документацией.
Написать комплект УМК - задача для старого опытного специалиста-методиста не такая уж и сложная, особенно если рядом есть автор курса, преподаватель или готовый курс лекций: один человек не может быть специалистом одновременно и в бухгалтерии, и в парикмахерском искусстве, и в теории ковки металлов, а "колхозить" образовательный контент лекций, серфя по интернету, - так себе идея.
При составлении УМК методист должен:
  • знать требования к составлению программы и, особенно - раздела с компетенциями;
  • уметь оформить курс лекций;
  • иметь навыки составления тестов или сочинения вопросов, подбора дополнительной литературы, расписывания планов;
  • быть способным совместно с преподавателем спроектировать образовательную программу по методике обучения "от простого-к сложному", или по иной, более современной - например, концентрической - так, как лучше именно для той области знаний, для которой составляется курс.
Методист - это не только мастер по составлению индивидуальных образовательных траекторий слушателей и педагогический дизайнер курса, это и профи в составлении документов!
А еще лучше, когда методист - он же и преподаватель, и автор курса, и хорошенькая девочка. И если последнее почти недостижимо, то многопрофильные специалисты - существуют, и их работа ценится особенно высоко.
Как преподаватель ПО и ДПО, я могу предложить как готовые УМК по дополнительным профессиональным программам, так и полный спектр услуг по созданию новых или актуализации существующих онлайн-курсов и УМК.
Я всегда рада своим Заказчикам!
Хотите узнать о моих услугах больше? Переходите на главную страницу сайта.
Юлия Чижова,
преподаватель ПО и ДПО, методист
Рекомендую почитать:
Показать еще
Навигатор сайта
Главная страница сайта: услуги, цены.
Прайс-лист авторских УМК по ДПП с программой, лекциями, тестами, презентацией и пр.
Прайс-лист на полный спектр услуг по сопровождению УМК по ДПП и онлайн-курсов на СДО
Ответы на вопросы про качество УМК, авторское право, раб. процедуры и др.