Юлия Чижова

Коллегиальное управление в организации ДПО: педагогический совет

Разбираем, зачем в образовании взрослых нужен педсовет, кто может входить в его состав и как не разориться при его создании...
Головная боль Директора маленькой, но перспективной образовательной организации ДПО: как укомплектовать Педсовет и не разориться на штатниках
Образовательные организации ДПО - это не школы и не колледжи. И даже не ВУЗы. Это - особенные учреждения, которые живут по своим правилам, и никто им не указ. Ну, конечно, кроме законодательства РФ, а оно, в свою очередь, предоставляет сфере ДПО множество прав и свобод. Но кое-какие требования все же предъявляет, и их, как знает каждый Директор организации ДПО, немало. Одно из них - это обязательное наличие Педагогического совета.

Педсовет в дополнительном профессиональном образовании? Зачем, там же нет детей?


Любой обыватель, не связанный с системой образования, тут же удивится:

"Странность какая-то: там что, воспитывать будут за опоздания на вебинар? Или "они" видят, что пока лектор там в компьютере что-то говорит, я на экране пасьянс раскладываю? Неужели...? Или заметили, что когда я на тесты отвечаю, у меня лекции открыты? Как...?"

Ну вот нет. Конечно, никто не видит ничей экран, если вы специально его не демонстрируете, и не может проверить, подглядываете ли вы в лекции, когда тыкаете в какие-то варианты ответа, проходя тестирование. И воспитывать никто никого не собирается, уж поверьте!

Все просто -

по закону "Об образовании в РФ" любая образовательная организация должна иметь свой Педагогический совет как коллегиальный орган управления.

Организации ДПО - единственный тип образовательных организаций, которым законодательно предоставляется относительная свобода при выборе программ, форм, методов обучения и регламентации своей деятельности
И это - головная боль для руководства. Точнее, она ею является, если вы - директор детсада, школы, колледжа, ректор вуза,... Да чего угодно, - кроме организации дополнительного профессионального образования.

Директора, чьи конторы реализуют основные образовательные программы, завидуйте нам!

Организации ДПО - единственные, деятельность которых не зарегламентирована с ног до головы. Они, за некоторым исключением, могут сами писать образовательные программы, самостоятельно варьировать формы и способы обучения, прописывать себе свои процедуры аттестации, и много чего еще... Главное - чтобы это все было обсуждено, рекомендовано к использованию коллегиальными органами управления и утверждено локальными актами! При этом, процедуры создания и регламенты работы самих коллегиальных органов управления, в том числе Педсовета, - они тоже могут себе создавать и утверждать самостоятельно!

Однако, для некоторых директоров ДПО-шек создание Педсовета - это головная боль. Почему?

Да потому, что они по старинке списали Устав и Положение о Педагогическом совете с образца колледжа или вуза, и зачем-то прописали в нем кучу ограничений - членство только для штатных преподавателей (хорошо ещё, если не с ученой степенью), очные заседания...

Зааачееем?

    И это - головная боль для руководства. Точнее, она ею является, если вы - директор детсада, школы, колледжа, ректор вуза,... Да чего угодно, - кроме организации дополнительного профессионального образования.

    Директора, чьи конторы реализуют основные образовательные программы, завидуйте нам!

    Организации ДПО - единственные, деятельность которых не зарегламентирована с ног до головы. Они, за некоторым исключением, могут сами писать образовательные программы, самостоятельно варьировать формы и способы обучения, прописывать себе свои процедуры аттестации, и много чего еще... Главное - чтобы это все было обсуждено, рекомендовано к использованию коллегиальными органами управления и утверждено локальными актами! При этом, процедуры создания и регламенты работы самих коллегиальных органов управления, в том числе Педсовета, - они тоже могут себе создавать и утверждать самостоятельно!

    Однако, для некоторых директоров ДПО-шек создание Педсовета - это головная боль. Почему?

    Да потому, что они по старинке списали Устав и Положение о Педагогическом совете с образца колледжа или вуза, и зачем-то прописали в нем кучу ограничений - членство только для штатных преподавателей (хорошо ещё, если не с ученой степенью), очные заседания...

    Зааачееем?

    Ни в одном нормативно-правовом акте РФ нет такого положения, который обязывал бы Педагогические советы организаций ДПО комплектоваться по какому-либо особому признаку, или заседать в каком-то особом порядке, или решать только какие-то определенные вопросы
      Определять деятельность Педсовета в ДПО - это прерогатива самой Организации: как пропишете в Уставе и в Положении, так и будет! Как на их основе издадите Приказ о составе Педсовета, так и будет!

      Конечно, многие скажут:

      Устав организации ДПО создали без меня, менять его - себе дороже!

      Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (ч. 1 ст. 15 ТК РФ).
      Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (ч. 2 ст. 15 ТК РФ).
      А в Уставе когда-то какие-то юристы написали:

      "...в состав Педагогического совета входят все преподаватели и учебно-вспомогательный персонал, находящиеся в трудовых отношениях с Организацией."

      Кто не знает, фраза "в трудовых отношениях" означает только трудовой договор, что, конечно же, выбрасывает за пределы Педсовета и совместителей с основным местом работы "не у нас", и всех педработников на ГПХ.

      И живи теперь с этим. Это ж сколько надо иметь преподавателей на ставке и платить за них всё, что положено платить... Особенно, если сама Организация-то крошечная, реализует десяток программ, да еще исключительно дистанционно. Не жирно ли?
      А в Уставе когда-то какие-то юристы написали:

      "...в состав Педагогического совета входят все преподаватели и учебно-вспомогательный персонал, находящиеся в трудовых отношениях с Организацией."

      Кто не знает, фраза "в трудовых отношениях" означает только трудовой договор, что, конечно же, выбрасывает за пределы Педсовета и совместителей с основным местом работы "не у нас", и всех педработников на ГПХ.

      И живи теперь с этим. Это ж сколько надо иметь преподавателей на ставке и платить за них всё, что положено платить... Особенно, если сама Организация-то крошечная, реализует десяток программ, да еще исключительно дистанционно. Не жирно ли?
      Источник: https://sun9-63.userapi.com/impf/c855416/v855416681/56885/u3DsvxBxb48.jpg?size=1280x720&quality=96&sign=919a6a55b51c4f32876c5b645f27b869&type=album
      Конечно, весомая часть добропорядочных граждан, маститых преподавателей и директоров крупных образовательных организаций могут сказать, что таким мелким конторкам и делать-то на рынке образования нечего, и образование у них некачественное, и вообще это сплошная покупка корочек...

      Но... Вы уверены, что АБСОЛЮТНО ВСЕ НЕБОЛЬШИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДПО - это авантюристы и инфоцыгане?

      Ну нет! Как культурные люди и знатоки теории вероятности, вы понимаете, что причесывать все сто процентов начинающих под одну гребенку и клеить ярлыки - неправильно. И тот, кто только сейчас входит на рынок образования, может в дальнейшем оказаться вполне конкурентоспособным. Причем без штатных преподавателей. И даже с такими жестокими требованиями, изначально кем-то внесенными в Устав.

      Как избежать ловушки обязательного заключения трудового договора с работниками при создании Педсовета в организации ДПО?

      Источник: https://citizentom.files.wordpress.com/2010/12/school-counselor.png
      Читаем все положения Устава. Наверняка где-то там написано, что к работе в вашей Организации, наряду со штатными преподавателями, могут привлекаться и преподаватели, и другие сотрудники - или по ГПХ, или на иных законных основаниях!

      И это - тот самый спасательный круг, за который можно уцепиться, спасая фонд заработной платы от преждевременного истощения, а себя - от переделки Устава.
      Как сформировать Педсовет в ДПО из договорников и совместителей, если нет штатных преподавателей?
        Схема примерно такая.

        1.
        Прописываем в Положении о Педагогическом совете минимальное количество его членов - 3 человека. Меньше уже не можем, ну что делать. А в штате у вас... вы один! Остальные - препод, методист, IT-шник - на ГПХ, а бухгалтерия - вообще вас обслуживает по абоненту!
        2.
        В разделе Положения, посвященного составу Педсовета, первым делом включаем себя в качестве постоянно действующего члена Педсовета, причем в роли его Председателя. С полномочиями, утвержденными (по Уставу) - на 5 лет, или на сколько там у вас.
        3.
        Дальше пишем то, что сказано в Уставе - про то, что Педсовет формируется из штатников. Однако - пишем, что они включаются в его состав временными членами! И правда: они же на трудовом договоре, который, может быть, всего-то на год, а полномочия Педсовета - это, по Уставу, пять лет... Короче, закончился трудовой договор - до свидания из состава Педсовета.
        4.
        А теперь - пишем волшебную фразу:

        "При отсутствии штатных педагогических работников и (или) в случае иной необходимости, – формировать число членов Педагогического совета из лиц, привлеченных к деятельности по реализации образовательных программ Организации на любых законных основаниях, – на период до окончания срока действия их сотрудничества с Организацией."
        Такая формулировка, явно не отрицая положение Устава о комплектовании состава Педсовета штатными работниками, позволяет временно включить в Педсовет нештатных работников и тем самым довести численность Педсовета до минимально необходимого числа в 3 чел.
          5.
          Мало того, при желании можно прописать в Положении оговорку о запрете на членство в Педагогическом совете Организации, и при необходимости вставлять её в Договоры ГПХ или иные договоры, связанные с деятельностью по реализации образовательных программ. Например, такую:

          "Педагогические работники и привлеченные лица автоматически считаются принятыми в состав Педагогического совета с момента подписания документов, регламентирующих их взаимоотношения с Организацией (в том числе договоров ГПХ), если в таковых документах прямо не указан запрет на членство в Педагогическом совете."
          6.
          Чтобы своевременно и автоматически исключать членов Педсовета из его состава после окончания срока действия их договора, дальше пишем:

          "Члены Педагогического совета автоматически выбывают из его состава в случае окончания сотрудничества с Организацией и (или) окончания срока полномочий Педагогического совета Организации."
          7.
          И обратите внимание ещё вот на такой важный момент:

          "В случае сокращения числа членов Педагогического совета до менее 3 человек, следует автоматически временно приостановить деятельность Педагогического совета вплоть до принятия в его состав новых членов, и автоматически возобновить работу Педагогического совета после доведения численности Педагогического совета до минимально допустимой."
          8.
          Далее - знакомая операция: на основании этих пунктов Положения создать Приказ о формировании Педсовета.
          Поздравляю, ваш Педагогический Совет формируется автоматически!
            Поздравляю, Педсовет сформирован!
            Да, и не забудьте прописать в Положении, в разделе об организации работы Педсовета, фразу о том, что

            "... члены Педагогического совета могут присутствовать на заседании очно или дистанционно (онлайн, с применением телекоммуникационных средств связи)."

            Работаем!

            Согласны или нет? Комментируйте!
            Канал Консультационного центра Лаборатории курсов ДПО https://t.me/lkdpo

            Хотите узнать о моих услугах больше? Переходите на главную страницу сайта.

            Юлия Чижова,
            преподаватель ПО и ДПО, методист
            Поля для обсуждения, бросания тапок и помидоров - а лучше для хвалебных отзывов и благодарностей)))

            Напоминаю – вопрос касается исключительно организаций дополнительного профессионального образования.

            Приводимые мною рассуждения и обоснования – это мое личное мнение, которое может отличаться от спектра мнений высококвалифицированных юристов. Короче – ИМХО.

            Комментарии и тапки с помидорами можно оставлять в статье на моем канале на дзене "Серое и цветное" или в моей же телеграм-болталке "Поговорим?". Для комментов на дзене подписываться не обязательно, но я всегда рада новым подписчикам!
            Навигатор сайта
            Главная страница сайта: услуги, цены.
            Прайс-лист авторских УМК по ДПП с программой, лекциями, тестами, презентацией и пр.
            Прайс-лист на полный спектр услуг по сопровождению УМК по ДПП и онлайн-курсов на СДО
            Ответы на вопросы про качество УМК, авторское право, раб. процедуры и др.
            Рекомендую почитать:
            Показать еще